Обман...

У древних греков величайшим обманщиком считался дед Одиссея со стороны матери Автолик. Он был сыном бога торговли Гермеса - тоже большого обманщика,сумевшего ещё в юном возрасте обокрасть самого Аполлона.

пятница, 15 апреля 2011 г.

Социальные сети – территория обмана?

Во всем мире пользователи социальных сетей стремятся приукрасить действительность, говорят данные социологических исследований
Россияне, регистрируясь в социальных сервисах, охотно указывают информацию о своем возрасте и семейном положении, однако далеко не всегда правдивую. Об этом свидетельствуют итоги социологического исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Это не особенности национального менталитета: приукрасить действительность в виртуальном пространстве одинаково склонны жители разных стран и континентов, говорят социологи.
Обеспеченный молодой человек, проживающий в Сибири либо на Дальнем Востоке, – таков коллективный портрет активного пользователя российских социальных сетей. Выяснилось, что ресурсы "ВКонтакте", Facebook и "Одноклассники" в той или иной мере занимают время более половины всех интернет-пользователей России.
Причем их число неуклонно растет. По сравнению с прошлым годом оно увеличилось на семь процентов. В основном это молодые люди до 34 лет. О чем пишут? Люди охотно сообщают о себе стандартные данные, рассказала специалист по развитию интернет-проектов ВЦИОМ Анна Дужникова:
"Люди с удовольствием говорят о  своем образовании, кто они, мужчина или женщина. Пользователи охотно демонстрируют свое фото, рассказывают о семейном положении или хобби. Есть темы, на которые люди не любят распространяться. Около половины пользователей не сообщают о доходе, а также интимных отношениях. Неохотно делятся пользователи информацией о религиозных и политических взглядах".
Не любят люди распространяться о месте работы и должности. Такую информацию готовы предоставить виртуальным собеседникам менее 15 процентов респондентов. Но самое интересное, что более половины пользователей,  входя в сеть, сильно искажают свои персональные данные.
Чаще всего дезинформируют о возрасте, семейном положении, внешности, имени. Кстати, "ники" придумывают себе в основном юноши. Чуть реже обитатели соцсетей врут про свой пол, музыкальные пристрастия, уровень образования, место работы и должность, уровень доходов. Впрочем, кривить душой в виртуальном пространстве склонны жители разных стран, отмечает Анна Дужникова:
"В России подобные исследования проводятся впервые. На Западе же есть опыт проведения опросов с целью узнать, обманывают ли пользователей в Интернете чаще, чем при общении лицом к лицу. В прошлом  году социологи США выяснили, что люди в Интернете обманывают чаще, чем при личном общении. Эти данные очень схожи с нашими. Мы также получили пятьдесят процентов обманщиков. К точно таким же результатам пришли британские исследователи. Но у них интересные данные - мужчины обманывают больше, чем женщины. В то время как в России среди мужчин и женщин количество обманщиков одинаково".
Понять такое поведение можно. Человек, как правило, стремится казаться интереснее и привлекательнее, поэтому презентует себя с лучшей стороны. В виртуальном пространстве добиться этого гораздо проще, чем в реальной жизни, поясняет академик Российской академии естественных наук Сергей Ключников:
"В социальных сетях люди, конечно, пытаются понравиться, они хотят скрыться от действительности хотя бы на какое-то время в этом виртуальном  мире и создать идеализированный образ, может быть, проиграть какие-то детские комплексы. Хоть на какое-то время почувствовать себя могущественным и успешным, если это не получается в жизни. Иногда это просто такая безнаказанная игра, где можно, к примеру, сменить пол. В реальной жизни это сложно сделать. К тому же у подавляющего большинства людей такой потребности нет. Пошутить - поиграть, посмеяться,  пощекотать себе нервы - вот что в основном движет людьми, которые занимаются "виртуальным переодеванием".
Между тем часто такое поведение в сети оправдано и более прагматичными обстоятельствами. К примеру, очень редко в онлайне люди распространяются о доходах и крупных покупках. Понятно, что это делается для безопасности. Ведь такая информация может заинтересовать и злоумышленников.